ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТи
Украинским водителям сократили сроки взыскания ущерба с виновников ДТП — той его части, которую пострадавший недополучил от страховой компании. Финансисты называют это франшизой и не покрывают по условиям своих договоров: ее размер может составлять от 1-2 тыс. грн. до 5-10% стоимости починки по условиям каско. Еще понятнее ситуация с автогражданкой, где выплаты ограничиваются лимитами 50-100 тыс. грн., и все сверху оплачивается из кармана водителя.
Изменение сроков произошло из-за новой правовой позиции, которую Верховный суд выдал, рассматривая дело №6-309цс15.
«Раньше трехлетний срок исковой давности отсчитывался с момента выплаты возмещения страховщиком, что было вполне логично. С одной стороны, к моменту выплаты уже было постановление суда по самой аварии, в котором говорилось, какая из сторон признана виновной в происшествии, с другой — на основании выставленного СТО счета происходил платеж страховой компаний, и было ясно, какую часть ущерба гасит СК, и сколько ложится на плечи водителя. Теперь же ВСУ неожиданно изменил подход: отправной точкой стал не момент страховой выплаты (когда неясно ни кто виноват, ни во сколько обойдется починка), а само ДТП. Ясно лишь одно — у пострадавшего, который не начинал тяжбу до заключения страховщика, осталось меньше времени, чтобы успеть подать иск и уложиться в положенные три года. Ведь с момента аварии до суда и выплаты страховой компании может проходить от полугода до двух лет», — разъяснил ситуацию старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Применение франшиз в автостраховании — очень распространенное явление. И не только в автогражданке, но и в каско. Поскольку страховые компании нашпиговали свои страховки уймой оговорок для снижения цен полисов, которые подорожали в разы из-за девальвации гривны. Потому наши СК достаточно часто не оплачивают водителям всю стоимость ремонта по условиям своих договоров.
«В случае, когда в договоре установлен страховой лимит на выплату компенсации, к примеру, 20 000,00 грн., а ущерб составляет 30 000,00 грн., разницу в 10 000,00 грн., оплачивает непосредственно сам виновник ДТП, в случае предъявления к нему иска», — уточнила нам старший юрист «ЮФ «Можаев и Партнеры» Дария Давыдова.
Взыскать с виновника аварии ущерб, по закону, можно и в том, случае если доплачивать за починку пришлось из-за увеличения ценника станции техобслуживания.
«Страховые компании часто осуществляют выплаты не в полном объеме, однако, это объективно, ведь согласование суммы и непосредственно выплата растянуты во времени, иногда не только на несколько недель, но и на несколько месяцев. СТО, которые ремонтируют автомобили, покупку запасных частей на них привязывают к курсу доллара и, соответственно, приобретают их все дороже и дороже. Поэтому, при согласовании ремонта цена может быть одна, а потом денежных средств не хватает, и в акте выполненных работ стоимость может быть увеличена на несколько тысяч. Соответственно, разница будет взыскиваться с виновной стороны, хотя сумма страховой выплаты далеко не выходит за рамки лимита. Таких ситуаций сейчас достаточно много», — сказала юрист ЮФ «Астерс» Вольга Шейко.
С оглядкой на свежее заключение ВСУ людям рекомендуют не медлить с подачей иска на виновника аварии. Сразу после оценки повреждений на СТО и получения предварительного ответа от страховой компании по сумме планируемой выплаты, подавать исковое заявление. В противном случае, виновник ДТП сможет улизнуть, не заплатив за ремонт.
Теги: дтп суд