ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТи
В ближайшее время страховой рынок Украины сделает еще один шаг вперед в улучшении сервиса для автовладельцев, пострадавших в ДТП.
Президиум МТСБУ принял проекты ряда важных документов, которые дают зеленый свет внедрению прямого урегулирования страховых событий по ОCAГО в Украине. Пока это будет пилотный проект, участие в котором будет строиться на основе добровольного членства.
Взвесив все «за» и «против», члены Президиума МТСБУ пришли к мнению, что в интересах и рынка, и страхователей не дожидаясь принятия новой редакции «Закона об ОСАГО», который должен создать законодательную базу для обязательного прямого урегулирования, начать внедрять эту систему в таком «тестовом» режиме, сообщил в своем блоге Генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.
В чем плюсы запуска прямого урегулирования на добровольной основе сейчас, не дожидаясь законодательных изменений?
Во-первых, это даст возможность апробировать и, при необходимости, доработать все элементы системы прямого урегулирования при меньшем количестве участников, чем это будет в случае обязательного прямого урегулирования. Таким образом, к моменту введения обязательного прямого урегулирования процесс будет досконально проработан и максимально оптимизирован.
Во-вторых, успешное внедрение системы прямого урегулирования на добровольной основе облегчит внедрение обязательной системы после внесения необходимых изменений в Закон – как с точки зрения организации процесса, так и с точки зрения восприятия страховщиками и страхователями этих нововведений. Реальные примеры того, как работает система прямого урегулирования – это самый удобный и эффективный способ проинформировать общество об ее преимуществах по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Собственно говоря, именно таким путем – сначала на основе принципа добровольности, а потом в обязательном порядке – вводили системы прямого урегулирования многие европейские страны. Их опыт стал дополнительным аргументом для нас в принятии такого решения.
— "Кроме того, запустив этот проект, мы продемонстрируем, что рынок ОСАГО можно реформировать и модернизировать усилиями самих страховщиков, если есть желание, решимость, знания и опыт. Мы уже не в первый раз показываем, что в современном мире можно и нужно брать на себя ответственность за развитие рынка. Но это, безусловно, не снимает острой необходимости в принятии новой редакции «Закона об ОСАГО», о чем и я, и коллеги по рынку много раз говорили и писали. Во многих случаях подобные инициативы рынка необходимо поддержать депутатам для законодательных изменений", — считает Владимир Шевченко.
Какие документы приняты МТСБУ и как дальше будет двигаться процесс внедрения проекта?
Первый документ – это договор, по которому страховщики берут на себя взаимные обязательства по соблюдению положения о прямом урегулировании. Согласно договору, каждый страховщик дает право другому страховщику-участнику соглашения полномочия по выполнению его обязательств по урегулированию страховых случаев по договорам ОСАГО. Само же положение про прямое урегулирование детально описывает все элементы бизнес-процесса прямого урегулирования на добровольной основе.
Коротко говоря, в рамках этой системы МТСБУ будет выступать оператором взаиморасчетов между страховыми компаниями. Вся информация по взаиморасчетам будет агрегироваться в Центральной базе данных (ЦБД) Бюро. На основе этой информации будет ежемесячно рассчитываться сумма среднего убытка и осуществляться взаиморасчеты через банк, который будет выбран для ведения клиринговых операций. Для гарантирования выполнения обязательств страховых компаний в процессе прямого урегулирования вводится целевой дополнительный гарантийный взнос в централизованный страховой резервный фонд защиты потерпевших. Этот взнос является обязательным для участия в системе прямого урегулирования, и используется исключительно для страховых выплат по ОСАГО по обязательствам сделавшего взнос страховщика.
— "После долгих обсуждений мы пришли к решению, что взаимозачеты между страховщиками будут происходить по т.н. «бельгийской» системе, точнее – к убыткам 1 класса (до 50 000 грн.) будут применяться расчеты по ней (средние убытки по диапазонам), а к убыткам 2 класса (свыше 50 000 грн.) – будет применяться принцип расчета по фактической сумме. Я считаю, что именно «бельгийская» система наиболее правильная. Кроме того, мы уже проверили расчеты реальных и средних цифр по «бельгийской» системе на основе условной модели – и убедились, что она достаточно справедлива при взаиморасчетах и защищена от возможных манипуляций размером убытка", — заявил Владимир Шевченко.
Какие дальнейшие шаги и планы по внедрению проекта прямого урегулирования в Украине?
— "У нас на данный момент есть весь необходимый пакет документов, регламентирующих введение системы добровольного прямого урегулирования", — говорит Шевченко. — "Документы согласованы с представителями компаний, которые изъявили желание принять участие в проекте. Проведены рабочие встречи экспертов по вопросам бухгалтерского и налогового учета, и решены все вопросы бухгалтерского и налогового учета в системе прямого урегулирования убытков".
Ближайшим шагом станет проведение тендера по выбору расчетного банка и заключением с ним договора. Параллельно будет вестись разработка технического решения (IT-системы) для проекта. В самое ближайшее время завершается разработка технического задания на IT-систему.
— "Мы рассчитываем, что оба эти этапа по автоматизации процесса прямого урегулирования и заключению договора с банком для клиринга завершатся уже в 1 квартале 2016 года. После чего около месяца займет моделирование и тестирование всей системы со страховыми компаниями-участниками, и проект будет готов к полноценной работе", сообщил Владиммир Шевченко.
Система добровольного прямого урегулирования оставляет потерпевшему свободу выбора – до момента получения страхового возмещения он имеет право отозвать свое заявление о прямом урегулировании убытка и обратиться к страховщику виновника ДТП, как это действует и сейчас. Страховщик потерпевшего в таком случае обязан вернуть пострадавшему оригиналы документов для выплаты.
Теги: автогражданка МТСБУ ОСАГО прямое урегулирование