ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТи

"Лафорт" исчез с места событий

11 марта 2013   13:05
ПРОСМОТРОВ: 1921


Страховую компанию "Лафорт", которая могла собрать в минувшем году порядка 100 млн грн страховых премий на рынке "автогражданки", не могут найти ни регулятор, ни пострадавшие в ДТП. Возможностей получить выплаты у них немного, а участники рынка уверены, что проблемы "Лафорта" неслучайны. Они свидетельствуют об отсутствии у регулятора эффективной системы выявления и решения проблем на рынке.

В ходе плановой проверки страховой компании "Лафорт" — одного из крупнейших страховщиков украинского рынка ОСАГО — Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг, не обнаружила офис компании по месту регистрации. "Наши специалисты составили акт и готовят письма в налоговую службу и правоохранительные органы",— заявили вчера "Ъ" в пресс-службе регулятора. Не нашли ни офиса страховщика, ни его персонала и пострадавшие клиенты, которые устроили стихийное собрание возле уже бывшего центрального офиса СК в Киеве по адресу улица Довнар-Запольского, 9/10. 50-60 человек обменялись контактами и решили писать коллективные жалобы в Нацкомфинуслуг. По их словам, ДТП, после которых они получили право на выплату, происходили с конца 2011 года, большинство случаев — в середине 2012 года. 

Городские телефоны страховщика уже несколько дней отключены, сайт компании не работает, а бумажное объявление на дверях бывшего офиса гласит, что пострадавшие могут подавать документы на получение страхового возмещения в ООО "Финанс-Лайн". Эта компания находится в Киеве на улице Сагайдачного, 10/5А, где раньше находился центральный офис СК "Добробут". Пообщаться с представителями "Финанс-Лайн" "Ъ" не удалось. По указанному в объявлении номеру телефона срабатывал автоответчик: просили оставить контактные данные в случае желания купить полис и обещали, что специалисты компании "свяжутся в течение суток". 

ООО "Финанс-Лайн" известно по работе с клиентами проблемных страховых компаний. В конце прошлого года его представители предлагали пострадавшим клиентам СК "ИнтерТрансПолис" переуступить им права требования к страховщику. "Взамен они обещали 30-50% от суммы возмещения",— рассказал "Ъ" Александр Пентелеев, который с конца 2011 года не может получить возмещение у СК. 

СК "Лафорт" существует с 1997 года, но активизировалась в рознице только в 2011 году. Конкурентам было сложно соревноваться с ней по размеру предлагаемых агентам комиссионных. "Они платили как минимум 50% от стоимости полиса",— рассказал "Ъ" председатель правления одной из СК. Уже весной прошлого года в компании начались кадровые перестановки. В феврале по собственному желанию "Лафорт" покинула главный бухгалтер Светлана Плохута, в апреле ушла председатель правления Галина Пишакова, после чего с апреля по октябрь компанию возглавляли в разное время Ирина Сербина, Сергей Опалатенко и Юлия Федина. Некоторые работали всего по месяцу. 9 октября 2012 года председателем правления был назначен Юрий Киндзерский. Связаться с ним "Ъ" вчера не удалось: его мобильный номер уже не обслуживается. 

Примечательно, что еще в I квартале 2012 года "Лафорт" получил "отличные" оценки от Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), которое анализирует финансовые показатели страховщиков—членов бюро и уровень урегулирования страховых случаев. Однако уже по итогам II и III кварталов прошлого года информацию о компании бюро не обнародовало, объясняя это тем, что "осуществлялся дополнительный анализ показателей". 

СК "Лафорт" не афишировала свои успехи на рынке ОСАГО. Но в отчете МТСБУ за девять месяцев минувшего года говорится, что компания заняла пятое место по объему привлеченных по ОСАГО премий и восьмое — по количеству проданных полисов. Цифры бюро не разглашает, но в отчете указано, что "АХА Страхование" по премиям опередила "Лафорт", а "Украинская пожарно-страховая компания" заняла следующую позицию — шестую. По данным журнала Insurance Top, "АХА Страхование" в январе-сентябре собрала премий от ОСАГО на 84,8 млн грн, а "Украинская пожарно-страховая компания" — на 76 млн грн. Таким образом, "Лафорт" получил от клиентов от 77 млн грн до 84 млн грн, а значит, по итогам 2012 года его портфель премий от "автогражданки" вполне мог превысить 100 млн грн. 

В то же время СК "Лафорт" не входила даже в десятку компаний по объему выплат, возместив за девять месяцев 2012 года потерпевшим меньше, чем СК "ИНГО Украина". Эта компания заняла десятое место по данному показателю (22,37 млн грн). "По поводу работы этого страховщика поступало много жалоб. В результате еще в ноябре комитет по рискам МТСБУ принял решение не выдавать новые бланки полисов ОСАГО "Лафорту" и назначить аудит компании",— рассказала президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма, которая входит в комитет по финансовым рискам МТСБУ. Однако "Лафорт" мог продавать полисы, которые перед этим получил в МТСБУ. Это право СК теряет только после исключения из состава бюро или аннулирования лицензии. Немного позже, 6 декабря, координационный совет МТСБУ принял решение "запросить у СК "Лафорт" справки (выписки.—"Ъ") из банковских учреждений о наличии средств на текущих и депозитных счетах компании по состоянию на 3 июля, 10 июля, 12 сентября и 16 октября 2012 года" (копией протокола располагает "Ъ"). Однако страховая компания так и не предоставила эту информацию МТСБУ. 

В Нацкомфинуслуг вчера сообщили "Ъ", что уже 14 марта на заседании комиссии будет рассматриваться вопрос об остановке лицензии компании на ОСАГО. Не исключено, что аналогичным образом сложится ситуация и с остальными лицензиями. Получить комментарий в МТСБУ вчера не удалось: в пресс-службе бюро весь день обещали в ответ на вопросы "Ъ" сформулировать официальную позицию, чтобы обнародовать ее на официальном сайте. Однако до конца дня официальной реакции не последовало. 

Страховщики вспоминают, что по такому же сценарию в 2009 году развивались события вокруг СК "Страховые традиции", в 2011-2012 годах — вокруг СК "Инвестсервис", "ИнтерТрансПолис" и "Добробут". МТСБУ и Нацкомфинуслуг вмешивались в процесс уже тогда, когда компаниям было сложно помочь, несмотря на то что существует порядка 20 причин аннулирования лицензии на обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев. "Выход из ситуации может быть только один — связывание резервов страховщиков. На общем собрании членов МТСБУ мы уже приняли решение создать для этого фонд, в который страховые компании будут перечислять долю собранных премий, осталось его только реализовать. И хотя не все участники рынка, особенно с иностранными акционерами, поддерживают такую инициативу, в нынешней ситуации это единственный выход",— отметил председатель правления СК "Глобус" Владимир Ганчак. 

 

Источник: КоммерсантЪ

 

Теги: банкрот  страховые компании 
ОБСУЖДЕНИе
НОВОСТи ПО тЕМЕ