Обозначение и классификация автомобильных шин
Для обеспечения наилучшей управляемости, устойчивости и проходимости необходимо, чтобы шины соответствовали автомобилю и условиям его эксплуатации.
Общие сведения
Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:
дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней ”резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.
Основные размеры шин:
посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;
ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода;
серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
наружный диаметр (D) — диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
высота профиля (H) — разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.
Рисунки протектора шин:
Фото. Дорожные шины с разными типами рисунка:
а — ненаправленный; б — направленный; в — асимметричный
ненаправленный рисунок (фото а) — симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
направленный рисунок (фото б) — симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
асимметричный рисунок (фото в) — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.
Обозначение шин
Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным (см. рис.).
Рис. Пример возможных обозначений на шине:
1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США); 2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE"; 3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера; 4 — товарный знак завода-изготовителя; 5 — ширина профиля; 6 — серия; 7, 15 — обозначение радиальной шины; 8 — обозначение бескамерной шины; 9 — посадочный диаметр; 10 — индекс грузоподъемности; 11 — индекс скорости; 12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора); 13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число); 14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата; 16 — наименование модели.
Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:
1) 185/70R14
2) 215/90-15С
3) 5,90-13С
Цифры и буквы означают:
185; 215; 5,90 — ширина профиля в мм или дюймах;
70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
R — обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву ”D” не указывают);
14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;
С — индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.
В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:
1) 6,15-13/155-13
6,15 и 155 — ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
13 — посадочный диаметр обода в дюймах.
Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.
2) 31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)
31 — наружный диаметр;
10,5 — ширина профиля;
R — радиальная шина;
15 — посадочный диаметр.
Маркировка шин отечественного производства
В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:
товарный знак и (или) наименование изготовителя;
наименование страны — изготовителя на английском языке — ”Made in…”;
обозначение шины;
торговая марка (модель шины);
индекс несущей способности (грузоподъемности);
индекс категории скорости (табл.1);
Таблица 1. Некоторые индексы скорости и соответствующие им значения скоростей
Индекс скорости__Максимальная скорость, км/ч
A___________________________40
B___________________________50
C___________________________60
D___________________________65
E___________________________70
F___________________________80
G___________________________90
J __________________________100
K__________________________110
L__________________________120
M__________________________130
N__________________________140
P__________________________150
Q__________________________160
R__________________________170
S__________________________180
T__________________________190
U__________________________200
H__________________________210
V__________________________240
W__________________________270
Y __________________________300
VR________________________>210
ZR________________________>240
(W)________________________>270
Z _________________________>300
Индекс нагрузки.
Индекс нагрузки шины - это числовое выражение максимальной нагрузки, которую может выдержать шина при скорости, указанной соответствующим индексом и при определенном давлении воздуха в ней. Разумеется, указанная нагрузка не означает, что при ее превышении шину разорвет на куски. Кратковременное превышение на 20-30 процентов вполне допустимо.
Ниже приведена таблица, в которой указаны соответствующие максимальные нагрузки в кг.
Однако, следует заметить, что все индексы нагрузок указаны для максимальной скорости 210 км/час для шин класса V, 240 км/час для шин класса W и 270 км/час для шин класса Y. Выше этих скоростей индекс максимальной нагрузки следует понижать. На некоторых шинах, в осбенности на шинах класса ZR описание условий эксплуатации не наносится. В таких случаях рекомендуется обращайться к изготовителю и узнавать максимальные величины нагрузки.
В соответствии с европейскими правилами (ECE-R54), все шины, предназначенные для коммерческих транспортных средств, должны иметь маркировку "Service Description" ("Условия эксплуатации"), нанесенную рядом с обозначением размера шины. Эта маркировка представляет собой код, который показывает предельные значения нагрузки и скорости и включает "индекс нагрузки" для одиночных и для сдвоенных колес и "индекс скорости" (например, 102/100R).
Индексы нагрузки и скорости наносятся на обе боковины шины. Первая цифра показывает грузоподъемность шины при ОДИНОЧНОЙ установке, а вторая цифра соответствует СДВОЕННЫМ колесам. Дополнительная маркировка может использоваться для обозначения соответствующих нагрузок шины на других более высоких скоростях. Эта дополнительная маркировка обведена кружком.
Индекс нагрузки Максимальная нагрузка в кг. Индекс нагрузки Максимальная нагрузка в кг.
50_________________________190____________________ 111_______________ 1090
51_________________________195_____________________112_______________1120
52_________________________200_____________________113_______________1150
53_________________________206_____________________114_______________1180
54_________________________212_____________________115_______________1215
55_________________________218_____________________116_______________1250
56_________________________224_____________________117_______________1285
57_________________________230_____________________118_______________1320
58_________________________236_____________________119_______________1360
59_________________________243_____________________120_______________1400
60_________________________250_____________________121_______________1450
61_________________________257_____________________122_______________1500
62_________________________265_____________________123_______________1550
63_________________________272_____________________124_______________1600
64_________________________280_____________________125_______________1650
65_________________________290_____________________126_______________1700
66_________________________300_____________________127_______________1750
67_________________________307_____________________128_______________1800
68_________________________315_____________________129_______________1850
69_________________________325_____________________130_______________1900
70_________________________335_____________________131_______________1950
71_________________________345_____________________132_______________2000
72_________________________355_____________________133_______________2060
73_________________________365_____________________134_______________2120
74_________________________375_____________________135_______________2180
75_________________________387_____________________136_______________2240
76_________________________400_____________________137_______________2300
77_________________________412_____________________138_______________2360
78_________________________425_____________________139_______________2430
79_________________________437_____________________140_______________2500
80_________________________450_____________________141_______________2575
81_________________________462_____________________142_______________2650
82_________________________475_____________________143_______________2725
83_________________________487_____________________144_______________2800
84_________________________500_____________________145_______________2900
85_________________________512_____________________146_______________3000
86_________________________530_____________________147_______________3075
87_________________________545_____________________148_______________3150
88_________________________560_____________________149_______________3250
89_________________________580_____________________150_______________3350
90_________________________600_____________________151_______________3450
91_________________________615_____________________152_______________3550
92_________________________630_____________________153_______________3650
93_________________________650_____________________154_______________3750
94_________________________670_____________________155_______________3875
95_________________________690_____________________156_______________4000
96 ________________________ 710_____________________157_______________4125
97_________________________730_____________________158_______________4250
98_________________________750_____________________159_______________4375
99_________________________775_____________________160_______________4500
100________________________800_____________________161_______________3625
101________________________825_____________________162_______________4750
102________________________850_____________________163_______________4875
103________________________875_____________________164_______________5000
104________________________900_____________________165_______________5150
105________________________925_____________________166_______________5300
106________________________950_____________________167_______________5450
107________________________975_____________________168_______________5600
108_______________________1000_____________________169_______________5800
109_______________________1030_____________________170_______________6000
110_______________________1060
”Tubeless” — для бескамерных шин;
”Reinforced” — для усиленных шин;
”M+S” или ”M.S” — для зимних шин;
”All seasons” — для всесезонных шин;
дату изготовления, состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя — год;
”PSI” — индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом ”С”);
”Regroovable” — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
знак официального утверждения ”E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
”ГОСТ 4754”;
национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
порядковый номер шины;
знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
”TWI” — место расположения индикаторов износа;
балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
штамп технического контроля.
Обозначения зарубежных шин
На них могут быть некоторые другие обозначения:
”Тous terrain” — всесезонная;
”R+W” (Road + Winter) — дорожная + зимняя (универсальная);
”Retread” — восстановленная;
”Inside” — внутренняя сторона;
”Outside” — наружная сторона;
”Rotation” — направление вращения (для шин с направленным рисунком);
”Side facing inwards” — сторона, обращенная внутрь;
”Side facing outwards” — сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
”Steel” — обозначение наличия металлокорда;
”TL” — бескамерная шина;
”ТТ” или ”MIT SCHLAUCH” — камерная шина.
Рекомендации
Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:
радиальные шины впереди и диагональные сзади;
низкопрофильная ”резина” впереди и высокопрофильная сзади;
на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади ”резина” без шипов;
впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.
Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.
Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать ”идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:
с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами ”пожертвовали”;
с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.
Поэтому перед выбором шин необходимо определить:
какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны — ”спортивность”, ”комфортность”, ”экономичность” и т.п.
условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.
При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh, где d — посадочный диаметр колеса (дюймы), s — ширина профиля шины (мм), h — серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %).
Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.
Витя, я тут немного добавил, не возражаешь? МiВ ---- +1 Мы вроде общее дело поддерживаем :) PILOT-T