Ну вот и у меня наступил тот неприятный момент, когда мой бензиновый двигатель превратился в дизель. Дизелить начало уже где то с полгода назад, но кратковременно при заводке , потом все чаще и в конце концов звук дизеления начал присутствовать почти всегда. Пробег 253000 км. Решено было не поступать кардинально, а попробовать сначала заменить натяжитель. Заранее прикупив данную запчастюльку фирмы ACDelco , приступил к замене. Сначала извлек старый натяжитель. На мое удивление он оказался старого образца, хотя по инфо вроде как на рестайлах уже шли натяжители нового образца (авто 2007г, Z22SE). Крышку клапанную снимать не стал, аккуратно выкрутил, придерживая в торец пальцами и достал его. При нажатии на шток, было видно что он подклинивает и назад возвращается как бы с заеданием. Так как снимать крышку не очень хотелось, то начал сначала изучать старый натяжитель. Сначала взвел его, потом привел в рабочее состояние и потихоньку начал отпускать шток примерно по 2мм с обратным нажатием на шток. Так вот, натяжитель имеет три ступени натяжения, это видно по втулке, которая взводит пружину, там на ней храповик и по мере износа цепи, шток выходит наружу все больше и больше, но в первоначальное положение при растянутой цепи уже не возвращается. То есть , новая цепь – натяжитель работает от 0 до 1/3 рабочего хода, наполовину растянутая цепь – натяжитель работает то 1/3 до 2/3 рабочего хода, и на растянутой цепи – от2/3 до максимального вылета штока. Мой старый натажитель как раз перешел в третье положение штока, на последнюю ступень храповика, это видно по масляным отложениям на штоке (картинка прилагается), на более темном фоне он еще работал на второй ступени, но потом видно колечко более светлое, где то 2 мм шириной, это уже работа на третьей ступени храповика. Так как он уже был на третьей ступени, то решено было крышку не снимать и вкрутить новый натяжитель уже в рабочем состоянии, что я и сделал. Результат – дизеление пропало уже при первой заводке, сейчас двигатель работает без посторонних звуков и дизеления.
А теперь выводы:
1- вкручивать новый натяжитель в рабочем положении можно, если старый натяжитель работал на последней ступени храповика и для этого не нужно снимать клапанную крышку.
2- Если есть возможность определить степень вылета штока и он находится НЕ НА ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ, то ВКРУЧИВАТЬ ЕГО В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ НЕЛЬЗЯ !!!.
3- если вы все таки поленились провести исследования старого натяжителя (или на нем нет маслянных отложений, по которым можно было бы увидеть на сколько растянута цепь) и вкрутили новый в рабочем состоянии не снимая крышки и после заводки слышен звенящий звук (у нас на форуме были высказывания по звенящим звукам после замены натяжителя в робочем состоянии без снятия крышки), незамедлительно глушить двигатель, взводить натяжитель, снимать крышку, вкручивать его обратно и приводить в рабочее положение надавливая на цепь через снятую крышку. Звенящий звук – это удары штифта штока в дно храповика, цепь перетянута что грозит выходом ее и натяжителя из строя. Но этот же звенящий звук говорит о том ,что ваша цепь еще не полностью растянута, что очень хорошо и она еще прослужит не одну тысячу километров. Моя цепь уже оказалась подуставшей, так что если опять задизелит, то я думаю что замена уже будет только комплектом, новый натяжитель проблемы не решит.
В принципе, я думаю что можно было бы еще попробовать отполировать внутри старый натяжитель и он еще не плохо работал бы, но эксперементировать не стал, а сразу же поставил новый. На глаз пружина нового нятяжителя немного туже старого. Старый клинил из за таких же маслянных отложений внутри цилиндра что и на штоке снаружи, это я уже потом увидел, когда его почистил и осмотрел. Тряпка с пастой ГОИ решила все проблемы с заеданием штока. Пусть полежит в шкафчике на всякий случай.