Альтернативный текст с веб-сайта "Немецкой волны".
Санаторий Прора на Рюгене, или Отдых под знаком свастики
Санаторий Прора на острове Рюген был рассчитан на 20 тысяч мест. В 1937 году проект взял Гран-при на Всемирной выставке в Париже, но из-за начала войны остался незавершенным.
Поросшая травой и цветами песчаная дюна между санаторными корпусами Проры и пляжем на берегу Балтийского моря.
"Узкая пустошь" (Schmale Heide) - песчаный перешеек шириной около двух километров на острове Рюген, недалеко от курорта Бинц (Binz). Тихое место удивительной красоты. С одной стороны перешейка раскинулись воды Балтийского моря, с другой находится Малый Ясмундский залив, который можно легко принять за большое озеро. К строительству гигантского санатория для нацистского движения "Сила через радость" ("Kraft durch Freude", KdF) здесь приступили в 1936 году.
Популярным местом отдыха на Балтике Рюген стал еще в кайзеровские времена в самые первые десятилетия после создания Германской империи и продолжил свое успешное развитие позже, в период Веймарской республики. Ничего удивительного, что идеологи "третьего рейха" уже через несколько лет после прихода к власти решили именно здесь возвести свою собственную образцово-показательную фабрику здоровья для арийских трудящихся и верных партийцев - по соседству со старыми фешенебельными курортами. "Прорский колосс" (Koloss von Prora) - под таким неофициальным названием этот санаторий вошел в историю.
Самый длинный дом Германии, как его называли, был рассчитан на двадцать тысяч мест. Запланировано было восемь блоков, растянувшихся на четыре с половиной километра вдоль береговой линии. Ежедневный заезд - три тысячи человек. Большинство из них должно было добираться до места отдыха на поездах по специально проложенной железнодорожной ветке, через новую дамбу, соединившую Рюген с балтийским побережьем около города Штральзунда (Stralsund).
Прора и массовый туризм
Из пяти задуманных в Германии больших нацистских здравниц Прора оказалась единственной, которую вообще начали строить. Первых отдыхающих здесь намечали принять летом 1940 года, но с началом Второй мировой войны работы были остановлены. Несмотря на идеологические обстоятельства и незавершенность, этот санаторий на Рюгене сейчас рассматривается в качестве своего рода предвестника современного массового туризма, а планы архитекторов в свое время получили позитивные международные отзывы. В 1937 году проект даже был удостоен первой премии на Всемирной выставке в Париже. Правда, некоторые идеи были явно позаимствованы у француза Ле Корбюзье (Le Corbusier), а также эмигрировавшего из Германии в Великобританию Эриха Мендельсона (Erich Mendelsohn).
Прора, Бинц
Prora Objektstra?e,
18609 Ostseebad Binz
Курорт должен был работать в теплое время года, а цена семидневной путевки для членов "Силы через радость" составлять всего двадцать рейхсмарок. Рабочий получал в это время около 80 марок в месяц, а средний годовой доход в Германии по данным на 1938 год составлял около двух тысяч.
"Сила через радость"
Движение KdF было основано в 1933 году - почти сразу после захвата власти нацистами. Эта организация пришла на смену распущенным независимым профсоюзам, действовавшим в Веймарской республике. "Сила через радость" должна была от имени НСДАП заботиться об отдыхе и досуге трудящихся. Ее руководителем стал Роберт Лей (Robert Ley). В первое время KdF организовывала круизы на арендованных кораблях, например, к побережью Скандинавских стран и коллективные поездки на курорты Германии, Италии и Австрии.
Благодаря массовости и непритязательному комфорту путевки были очень дешевыми. "Сила через радость" быстро превратилась в крупнейшую туристическую организацию Европы. Число пассажиров и постояльцев в три раза превышало плановые мощности арендовавшихся кораблей и гостиниц. Старые курорты скоро оказались переполненными, а массы рабочих и служащих с партийными путевками и манерами начали отпугивать состоятельных клиентов, что не вызывало особых восторгов у владельцев частных гостиниц.
Проект и реализация
При всем тоталитарном размахе у отдыхающих в Проре не должно было возникать ощущения гигантского человеческого муравейника. Достигалось это с помощью архитектурных приемов - делению на блоки и сектора, чем-то напоминавшие отдельные кварталы, а также изгибу линии фасада. Многокилометровый прибрежный комплекс похож на фрагмент гигантской шестеренки, мнимый центр который располагается где-то в море, согласно геометрическим расчетам, примерно в тринадцати километрах от берега.
Все корпуса возводили одновременно. Подряды получили девять фирм, среди них - Hochtief и Philipp Holzmann. Каждая отвечала за свои объекты. Темпы были высокие, материалов не хватало. Некоторые корпуса построены частично из бетона, частично из кирпича. Количество рабочих на стройке (в том числе, подневольных) превышало две тысячи человек.
В центре по личному распоряжению Гитлера (Adolf Hitler) должен был находиться монументальный зал на двадцать тысяч мест. В более поздних планах он исчез, судя по всему, из-за финансовых трудностей. На месте зала архитекторы решили разбить площадь с дорожками и аркадами, а по периметру расставить прожектора для создания в ночном небе так называемого "Храма света", как это уже делалось на Территории партийных съездов НСДАП в Нюрнберге.
От каждого из восьми продольных жилых блоков в сторону моря должно был уходить поперечное клубное здание со столовой почти на тысячу мест, игровыми комнатами и залами. На территории предусматривалось также возведение двух бассейнов, кинотеатра, музыкального павильона. При этом отсутствовали бомбоубежища, к оборудованию которых тогда уже приступили по всей стране.
Причал для "Вильгельма Густлоффа" и других кораблей
От центральной площади в море должен был уходить причал для круизных лайнеров организации "Сила через радость". Один из них был назван именем Вильгельма Густлоффа (Wilhelm Gustloff) - убитого в 1936 году нациста, основавшего швейцарское отделение НСДАП. В годы войны этот корабль использовался в качестве плавучего госпиталя и казармы, а в 1945 году был потоплен советской подлодкой. На борту находилось около десяти тысяч пассажиров, большинство из которых составляли беженцы. Официально потери в результате этой катастрофы, ставшей самой крупной в истории мореплавания, составили 5348 человек.
На кораблях, построенных по заказу KdF, каюты были небольшими, но все они располагались с внешней стороны, то есть - с видом на море. Аналогичная концепция была реализована в Проре. Комнаты были двух- и трехместными. Стандартный размер - 5 на 2,5 метра. В семейных номерах две соседние комнаты соединялись внутренней дверью.
Туалетов и душевых кабин в номерах не было. Они располагались в пристройках-зубцах, одновременно создававших иллюзию городских внутренних двориков. В каждом из двух крыльев санатория в Проре был запланирован непрерывный коридор для прогулок в плохую погоду - "Rue int?rieure". На его уровне предполагали разместить кафе, парикмахерские и торговые точки.
Весь комплекс должен был контролироваться и управляться с единого диспетчерского пульта - своего рода капитанской рубки. В каждом номере имелась радиоточка для трансляции санаторного радио, выступлений Гитлера и других нацистских боссов. Номера называли каютами. Плавание предполагалось долгое...
После войны и в наши дни
Сразу после войны в Проре открыли временный лагерь для эвакуированных жителей Гамбурга и других разрушенных городов. Позже к ним присоединились немцы, изгнанные из Восточной Пруссии, а в 1948 году в Проре оборудовали казармы на десять тысяч солдат и офицеров. Сначала - советских, затем восточногерманских. В связи с этим всю территорию засекретили. Позже к ним прибавилось техническое училище Национальной народной армии ГДР и военный санаторий имени Вальтера Ульбрихта с пионерским лагерем.
В 2011 году в одном из блоков Проры была открыта молодежная туристическая база (DJH Jugendherberge Prora) - 96 номеров на четыреста мест.
С историей комплекса можно ознакомиться в документационном центре - Dokumentationszentrum Prora.
http://www.proradok....ish/bilder.html
http://www.dw.de/prora/g-16755473