«Мертвую дорогу» прекратили строить после смерти Сталина




Весной 1947 года первые строители начали работы на новой грандиозной стройке Советского Союза - железной дороге Чум-Салехард, которая должна была закончиться у Каменного Мыса - новой военной базы советского флота. Идею построения Сталину подбросили немцы. В августе 1942 года советский вождь с удивлением узнал, что север страны практически беззащитен. 8 августа немецкий крейсер "Адмирал Шеер" в поисках транспортов союзников прошел вдоль всего советского севера и напал на город Диксон, в устье Енисея. По дороге немцы потопили советский ледокол "Александр Сибиряков". Затем обстреляли сам город, вывели из строя несколько небольших судов и повернули назад.

«Мертвую дорогу» прекратили строить после смерти Сталина

Сталин не забыл об этом рейде. На севере должна была появиться новая крепость и транспортный узел. Для ее строительства необходима была железная дорога. Ее и начали строить силами заключенных, большую часть которых составляли украинці - бывшие убийцы и их сторонники. Остальные - прибалты, и бітовики. Треть строителей составляли уголовники. По желанию вождя строительство велось очень быстро и уже в декабре 1948 года был сдан в эксплуатацию 200-километровый участок. Однако Сталина ждало разочарование: Обская губа у Каменного Мыса оказалась слишком мелкой и не могла принимать океанские суда.


На 29 января 1949 года в советском правительстве было назначено особое совещание. Должны были решать, что делать со строительством военной базы. В тот день родилось новое решение - продолжить железную дорогу на 700 километров до Игарки - порта в устье Енисея. Строению присвоили номер - 503. Вести его должны были с двух концов - от Салехарда и от небольшого села Ермаково на берегу Енисея. Оба направления должны были сойтись на реке Пур. В перспективных планах правительства особое место отводилось продолжению магистрали: она должна достичь Колымы и Чукотки. Впрочем все строительство велось без проекта - его выполнили за полгода до смерти Сталина.

Вдоль всей трассы - в тайге, лесотундре и тундре каждые 5-7 километров сводились лагеря для заключенных. Тракторы, экскаваторы доставлялись по рекам Обь и Енисей. Другие грузы - самолетами. Баржами везли заключенных, которые страдали от голода и холода. Ни Салехард, ни Ермаково не были приспособлены для большого наплыва людей - заключенные часто оставались ночевать на улице. Хватало и железнодорожных путей - в основном привозили старые, царские, демидовских заводов, которые были разобраны в других местах. Проект предусматривал каждые 40-60 километров новую станцию. Движение поездов должно было проходить со скоростью 40 километров в час. Через малые реки возводили мосты. Однако мостов через Обь и Енисей решено было не строить - туда завезли два железнодорожных парома. Вдоль всей магистрали установили телеграфные столбы и наладили связь, просуществовавшую до 1976 года.


Впрочем строителей ждали новые трудности. Через полуметра от копаной почвы начиналась вечная мерзлота. Строители нарушали теплоизоляцию верхнего слоя почвы, в результате чего начинались непрогнозируемые деформации. Ситуацию осложняли так называемые ледовые линзы - после таяния которых образовывались огромные провалы.

Современники вспоминали, что конвоиры - так называемая "самоохрана", набранная из уголовников, часто расстреливали строителей, которые им не понравились. Вдоль всей трассы можно было увидеть привязанные тела расстрелянных ими. Беглецов вылавливали по небольшим деревням и зимовникам, для чего устраивали засады. Пойманного беглеца привязывали голого к лагерной вышке. Зимой он замерзал, а летом умирал от потери крови, вызванной укусами сибирского гнуса. По неофициальным данным, на строительстве погибло около 100 тысяч человек, а по официальным - только 7.


Однако на строительстве были и невиданные ранее смягчения. Руководитель строительства Василий Барабанов добился чтобы за выполнение 115% плана заключенному засчитали один день заключения за два, а за 125% - за три. Было налажено питание. Каждый лагерь имел бригаду охотников и рыболовов. Иногда в конце смены рабочих ждал стол с дорогими выпивками и едой. Строители имели японские меховые шапки с вырезами для глаз. Всего на строительство потратили 42 миллиарда сталинских рублей - 4 миллиарда реформенных хрущевских.

Но 5 марта 1953 Сталин умирает. Уже через 20 дней выходит постановление правительства об остановке строительства. Для его завершения не хватало 700 миллионов рублей, а для консервирования - 600. Несмотря на это, советское руководство выбрало второй вариант только для того, чтобы со временем все бросить. Строение превратилась в огромный склад промышленных товаров, из которого не один десяток лет питались местные жители. Здесь было оставлено 2 железнодорожных парома, 11 паровозов, несколько тракторов и экскаваторов. Валенки, чтобы не достались местным даром - сжигали. В железных мисках пробивали дыры. Со временем Норильский алюминиевый комбинат выкорчевал и вывез все рельсы. От магистрали, в которую было вложено один процент валового национального дохода страны в течение четырех лет осталась разве что аллея.

Автор: Юрий СТРИГУН

 

Источник: Gazeta.ua

 

фото
ОБСУЖДЕНИе